Алгебра
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана в
соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике,
с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего
образования, и основана на авторской программе линии Ш.А. Алимова.
Данная рабочая программа ориентирована на
учащихся 10 - 11 классов и реализуется на основе следующих документов:
1.Программа для общеобразовательных
учреждений: Алгебра и начало математического анализа для 10-11 классов,
составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение,
2.Стандарт основного общего образования по
математике.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности
путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности:
учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих
позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной
суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс
овладения компетенциями. Это определило цели обучения математики:
Ø
формирование
представлений о математике как
универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях
и методах математики;
Ø
развитие логического мышления, пространственного воображения,
алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей
профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
Ø
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на
базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой
математической подготовки;
Ø воспитание средствами математики культуры личности, понимания
значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к
математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей
развития математики.
На
основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании
календарно-тематического планирования предлагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный
подходы, которые определяют
задачи обучения:
Ø приобретение математических знаний и умений;
Ø
овладение
обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
Ø
освоение
компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного
саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Математическое
образование в основной школе складывается из следующих содержательных
компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики,
теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают
богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные
тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать
поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и
практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развивались на
протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют
в учебных курсах.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся
получают возможность:
Ø
развить представление о числе и роли вычислений в
человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных,
письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
Ø
овладеть символическим
языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и
научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
Ø
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться
использовать функционально-графические представления для описания и анализа
реальных зависимостей;
Ø
развить
пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты
и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их
свойствами;
Ø
получить представления о статистических закономерностях в
реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и
прогнозов, носящих вероятностный характер;
Ø
развить логическое мышление и речь - умение логически
обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и
контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный,
символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и
доказательства;
Ø
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели обучения
математике:
Ø
овладение
системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения
смежных дисциплин, продолжения образования;
Ø
интеллектуальное
развитие, формирование качеств
личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе,
свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность
мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственные
представления, способность к преодолению трудностей;
Ø
формирование
представлений об идеях и методах
математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов;
Ø
воспитание
культуры личности, отношения к математике
как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном
развитии.
В
ходе преподавания математики в основной школе следует обратить внимание на
овладение умениями общеучебного характера, разнообразными
способами деятельности, приобретение опыта:
Ø
планирования и
осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и
конструирования новых алгоритмов;
Ø
решения
разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач,
требующих поиска путей и способов решения;
Ø
исследовательской
деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и
формулирования новых задач;
Ø
ясного, точного,
грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования
различных языков математики (словесного, символического, графического),
свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства;
Ø
проведения
доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
Ø
поиска, систематизации,
анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных
источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные
технологии.
Согласно федеральному базисному учебному
плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры и
начал математического анализа отводится 210 часов за 2 года обучения (по 3 часа
в неделю в 10 и 11 классе).
При изучении курса математики на базовом
уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: Алгебра, Функции,
Уравнения и неравенства, Элементы комбинаторики, теории вероятностей,
статистики и логики, вводится линия Начала математического анализа. В рамках
указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
ü систематизация
сведений о числах;
ü изучение новых
видов числовых выражений и формул;
ü совершенствование
практических навыков и вычислительной культуры,
ü расширение и
совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и
его применение к решению математических и
нематематических задач;
ü расширение и
систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций,
иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных
зависимостей;
ü развитие
представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире,
совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения
математического языка, развития логического мышления;
ü знакомство с
основными идеями и методами математического анализа.
Изучение математики на базовом уровне среднего
(полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Общеучебные цели:
ü создание условий
для формирования умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и
понимать необходимость их проверки;
ü создание условий
для формирования умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи;
ü формирование
умения использовать различные языки математики: словесный, символический,
графический;
ü формирование умения свободно переходить с
языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
ü создание условий для плодотворного участия в
работе в группе
ü формирование умения самостоятельно и
мотивированно организовывать свою деятельность;
ü формирование умения применять приобретённые
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе
изученных формул и свойств при решении задач практического содержания, используя
при необходимости справочники;
ü создание условий для интегрирования в личный
опыт новой, в том числе самостоятельно полученной информации.
Общепредметные цели:
ü овладение
системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности, изучения смежных дисциплин (не требующих углубленной
математической подготовки), продолжения образования;
ü интеллектуальное
развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной
жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность
и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы
алгоритмической культуры, пространственные представления, способность к
преодолению трудностей;
ü формирование представлений об идеях и методах
математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования
явлений и процессов;
ü воспитание культуры личности, отношения к
математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в
общественном развитии через знакомство с историей развития математики,
эволюцией математических идей.
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
В
ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают
разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
ü построения и
исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач,
задач из смежных дисциплин;
ü выполнения и
самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на
математическом материале; выполнения расчетов практического характера;
использования математических формул и самостоятельного составления формул на
основе обобщения частных случаев и эксперимента;
ü самостоятельной работы с источниками
информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее
в личный опыт;
ü проведения доказательных рассуждений,
логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных
утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
ü самостоятельной и коллективной деятельности,
включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего
мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных
источников.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов
за учебный год в 10 классе, 102 в 11 классе. В
ходе изучения материала планируется проведение в 10 классе 7 контрольных работ, а в 11 классе – 6
контрольных работ по основным темам и по одной
итоговой контрольной работе в каждом классе.
Основная форма организации
образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается
применение следующих технологий обучения:
1.
традиционная
классно-урочная
2.
лекции
3.
практические
работы
4.
элементы
проблемного обучения
5.
технологии
уровневой дифференциации
6.
здоровье
сберегающие технологии
7.
ИКТ
Виды и формы
контроля: переводная аттестация, промежуточный, самостоятельные работы,
контрольные работы, тесты.